Разработчики Mass Effect – BioWare, решили раз и навсегда поставить жирную точку в истории о доблестном капитане Шепарде, бороздящем просторы Вселенной. Это третья и заключительная часть эпопеи. А стало быть нас должен ожидать зрелищный, трогающий, а главное, достойный финал. Для такой серии, как Mass Effect, это просто обязательно. И скажу заранее: у них это получилось!Правда, не обошлось и без эксцессов, но об этом попозже. А для тех, кто не знает, серия Mass Effect – это умопомрачительная космическая сага о борьбе добра со злом галактических масштабов. События происходят в XXII веке. На протяжении двух предыдущих игр мы подходили к событиям третьей части. К финальной битве, в которой решится всё. И от нас самих зависит каким будет этот финал, ведь в игре не одна концовка, а целых четыре!
Апокалипсис не за горами
Итак, угроза приближается. Жизнь не только людей, а и других рас находится в большой опасности. Жнецы – безжалостная, роботизированная напасть, которая истребляет целые цивилизации. Они массово принялись опустошать нашу родную планету – Землю. Их просто несчётное количество, ужас покрыл некогда процветающий голубой шар, вращающийся вокруг Солнца. И тут уже стоит вопрос даже не о том чтобы победить, а чтобы выжить. И без сторонней помощи никак не обойтись. А добиться её будет крайне нелегко, есть очень много препятствующего этому. Каждый думает, как себя бы уберечь, да и давние конфликты не дают разумным существам сплотиться вместе. Играя за Шепарда, мы должны будем собрать все силы галактики, чтобы противостоять врагу. Летать от планеты к планете на корабле «Нормандия», воевать, собирать артефакты, договариваться.
Из всей трилогии эта игра самая мрачная. Где бы ни был капитан, везде присутствует гнетущая атмосфера страха и обречённости. Капитан Шепард – последняя надежда всей галактики, единственный человек, способный разрешить всеобщую проблему. Выясняется, что есть средство против кровожадных Жнецов – так называемый «Горн», огромных масштабов оружие, которое может быть воссоздано по древним чертежам давно почившей цивилизации. Но чтобы сконструировать и привести его в действие необходимо собрать все силы цивилизаций воедино. Призрак – главный злодей в игре, который руководит группировкой «Цербер», всячески будет этому препятствовать и пытаться заполучить мегаоружие в свои негодные руки. На протяжении всей сюжетной линии нас не покидает чувство глобальности и эпичности происходящего. Каждое событие в игре воспринимается как важное и существенное. А это – то что нужно для замыкающего звена в трилогии Mass Effect.
Судьба галактики в ваших руках
Выбор – это фишка игры. Это в прямом смысле эпопея, причём если вы начнёте играть с первой части, то это ваша собственная эпопея. Так как от ваших поступков в первой и второй части игры зависит, произойдут ли те или иные события, будут ли живы те или иные персонажи и тому подобное. Игра здорово разветвляется на довольно отличающиеся между собой варианты развития событий. После прохождения Mass Effect ваши сохранения и статистику можно импортировать в Mass Effect 2, а из неё в Mass Effect 3, не говоря уже о дополнениях. Все игры серии, таким образом, сливаются в одну большую историю вашего выбора. Только представьте, сколько было написано диалогов для персонажей, создано кат-сцен и квестов, и не всё из этого добра можно сразу увидеть. В этом случае придётся перепроходить игру много-много раз. Если вы принялись за третью часть в обход двух предыдущих – в самом начале вам будет предложено ответить на вопросы, касающиеся событий предыдущих частей. Однако в Mass Effect 3 возможности выбора не так много, как хотелось бы. В основном при разговорах с персонажами диалоговое колесо предлагает нам лишь два варианта ответа, которые нередко приводят к одинаковым последствиям. И вместе с тем то, как ощутимо галактика отзывается на действия игрока в прошлых частях – вещь, достойная уважения. От решений Шепарда зависят не только судьбы отдельных персонажей, но и целых рас. В итоге они будут воевать с нами плечом к плечу.
Готовность галактики – важное нововведение, которое напрямую влияет на исход игры. Выполняя задания, вы получаете военные ресурсы, которые выражаются в числе боевых единиц объединенной армии сопротивления, которая в конце игры будет противостоять Жнецам. От мощи объединённого галактического флота и зависит как закончится игра, чем она выше, тем благоприятнее будет исход. Также военные ресурсы можно получить после обычных разговоров с определёнными персонажами, выполнения квестов и даже игры в мультиплеер!
Не РПГ, не экшен и не экшен-РПГ
По жанру игру трудно определить. Так как она сильно выбивается из массы всех остальных. Назвать её высококлассным экшеном язык не поворачивается, нельзя однозначно отнести её и к РПГ. В то же время она непохожа на те же Skyrim и Fallout, которые есть не что иное как экшен-РПГ. А вот экшена в игре заметно больше по сравнению с предыдущими частями. Шепард ловко перепрыгивает с укрытия в укрытие, перекатывается и эффектно расправляется с противниками причём не только с расстояния, но и в ближнем бою. Система прокачки персонажа значительно расширилась и теперь среди каждого из доступных умений мы можем выбрать одну из двух ветвей его развития. Оружие теперь можно апгрейдить и носить в любом количестве. Правда, чем больше оружия при вас, тем медленнее восстанавливаются специальные умения. Обилие самых разных видов врагов не может не радовать. Внешне игра выглядит очень красиво и запоминающееся, если не брать во внимание консольные текстуры и небольшие косяки в плане графики. Тени, блики, спецэффекты – всё это производит крайне положительное впечатление.
В многопользовательском режиме нас ждёт кооператив на четыре человека. Всё это выглядит так: команду высаживают на определённую планету для зачистки врагов. Противник надвигается волнами. Всего нужно выдержать 10 волн, 11 волна – последняя, нужно продержаться в течение двух минут, пока не прибудет эвакуационный транспорт.
Игра весьма тепло была воспринята критиками. У неё довольно высокий рейтинг на различных ресурсах. И в то же время игроки оставили смешанные отзывы. Весь негатив касался концовки игры и сюжетных нестыковок. По этой причине разработчики выпустили дополнение, в котором исправлялись сценарные бреши, ещё шире раскрывались варианты окончания игры, был добавлен один новый. Но всё равно не всех это устроило. Несмотря на это, у игры всё равно много поклонников и тех, которым понравились сюжет и концовка. BioWare взяли на себя непомерный труд, прорабатывая сценарий в котором история то ответвляется, то переплетается, виляет то туда, то сюда. В итоге можно сказать, что они справились с поставленной задачей. Иначе бы это были не BioWare.
Итог
Mass Effect 3 показывает нам, как могут быть важны в игре проработка сюжета и персонажей, а особенно главного. Побывать в шкуре человека, от которого зависит судьба галактики – это просто потрясающе. Взяв во внимание всё вышеперечисленное, можно кратко прорезюмировать: завершение серии получилось достойным. Идея разработчиков закончить сагу третьей частью весьма удачна. В наше время компании то и дело штампуют игры одна за одной, пытаясь на этом заработать. Разработчики поступили разумно – вовремя закончили историю с командором Шепардом. Так делали, скажем, некоторые великие боксёры или музыканты – заканчивали свою деятельность на пике славы. В итоге серия Mass Effect навсегда запомнится геймерам как хороший пример качественного и отлично продуманного произведения игрового искусства, сделанного с умом и душой.